Человек ощущает Круг, Круг даёт человеку выход, человек страдает, боится и прячется
Зов. Любой человек ощущает его. Единожды ощутив, очень сложно забыть это ощущение. Можно отмахнуться, можно спрятаться, можно отложить на потом. «Не в этой жизни». Но в какой-то момент оно снова появится, и будет вести за собой. И эти проявления Зова и следования ему могут быть достаточно сложны и нелинейны, а иной раз и неочевидны. Что мы и попытаемся проиллюстрировать.
Ассоциация, наперво приходящая в голову, пожалуй, любому человеку, тщательно проходившему школьную программу по литературе – Илья Ильич Обломов. Раз за разом для него повторялось одно и то же ощущение. На протяжении без малого шести сотен страниц романа И. А. Гончарова у героя было искреннее желание что-то начать делать, изменить свою жизнь. И не просто начать что-то делать – исправить дела в имении, выйти на службу и т. п. Его волнует его предназначение, он стремится найти себя. И дальше мы могли бы развить тему Круга на примере Обломова и Штольца, следуя за стандартной канвой соответствующего школьного сочинения. Но мы не будем спешить и рассмотрим этот пример подробнее.
Пусть Обломов – наш субъект, а остальных действующих лиц – Штольца и Ольгу – рассмотрим как представителей внешних сил, оказывающих на него влияние. Мы обнаружим, что эти влияния одновременно предлагают Илье Ильичу и план действий того или иного уровня детализированности и стараются задать необходимый импульс для отрыва героя от дивана. В результате следования предлагаемыми путями Обломов сможет реализоваться и найти себя – это ощущение транслируется не только через сами событиями романа, но и воспринимается как авторская позиция. Как будто бы Круг даёт таким образом выход для героя. Последуй этим путём, и начнётся настоящее возвращение к себе, реализация, решение проблем.
Но что же мы видим? Да, Обломову каждый раз трудно пересилить себя, он боится грядущих перемен, он пытается спрятаться от них. Но каждая попытка реализоваться в заданном направлении приводит к глубокому разочарованию, очередному впадению в состояние апатии и разочарованности. С позиции энергоинформационики эти процессы очень напоминают эгрегориальное воздействие. Человек получает программу и импульс, реализует цель, которая не является его истинной целью, и плавно приближается к эмоциональному выгоранию. Так, шаг за шагом он уходит в Пустоту.
Что же является истинной целью Обломова? В чём его предназначение? Куда ведёт его сочетание разнонаправленных векторов эгрегориального мира, возрастающей внутренней пустоты и тонко чувствующая интуиция? Именно через интуицию Обломова реализована связь с Кругом – то ощущение, которое его куда-то зовёт. Но для Обломова, окружённого плотной эгрегориальностью, является большой проблемой аспект определения себя истинного. На его отклик Зову эгрегориальность предлагает, казалось бы, очевидный и «правильный» путь – самореализация через службу, социальные достижения, «правильную» организацию личной жизни. Будучи человеком не только чувствительным, но и чрезвычайно подверженным влияниям, Обломов легко связывает своё ощущение Зова с предлагаемым ему решением через эгрегориальную логику, транслируемую близкими ему людьми. Таким образом, импульс Зова в нём получает искажённую, навязанную герою типовую реализацию. И услышать по-настоящему себя в условиях жёсткого эгрегориального прессинга наш герой просто не способен.
Чего же боится каждый раз Обломов, от чего он прячется? От пути, поданного ему Кругом? Или от очередного искажённого образа псевдо-самореализации? Ответ на этот вопрос может быть двояким. Чтобы ответить на него, проследим результаты, к которым приходит Обломов к завершению своей жизни.
Независимо от социальной оценки и шаблонного понимания успеха, являющимися снова эгрегориально наносными элементами восприятия, которым подвержен, пожалуй, даже сам автор романа, мы можем увидеть главное. Обломов счастлив. В его непростой жизни всё в конечном итоге сложилось благополучно. Брак со вдовой Пшеницыной был счастливым, подтверждения чему легко можно найти в заключительных страницах романа. Что же дали ему все эти удивительные перипетии судьбы, зачем это было нужно?
Обломов в ощущении Зова был чрезвычайно восприимчив. Он ощущал необходимость изменения, преображения себя, пути для этого ему были очевидны и понятны, поскольку – как и любой большой путь начинается с первого шага, – ему было необходимо начать с самых простых, можно сказать, бытовых вещей. И он боялся этого, уклонялся от самых элементарных дел и изменений. Для Обломова ощущение Пути и страх перед ним были неким неразделимым, взаимоинтегрированным комплексом ощущений, который уже благодаря своему сформировавшемуся единству был «проблемой в себе», разрешение которой на текущем уровне самосознания героя был неразрешимой задачей. Дальнейшая эгрегориальная экспансия в отношении Обломова может быть рассмотрена как новый виток развития его личности и переосмысления ценностей. И, с одной стороны, кажется, что происшедшее привело к их окончательному обесцениванию для героя, но, с другой стороны, мы видим, что после этого он смог стать счастлив. Поэтому мы можем предположить, что не отдельные события этого пути в своей индивидуальной ценности, а именно их совокупность, как средство долгосрочного развития личности, позволили Обломову прийти к тому результату следования своему Пути, которого Обломов – уже без борьбы и самопреодоления, – смог достичь.
Наш герой – по-своему масштабный и тонко душевно организованный человек. Обломов боялся и прятался от Пути, каким он его воспринимал. Но Круг привёл его туда, куда было нужно.